Республиканская краеведческая исследовательская экспедиция
«Лето наших открытий-2015»
Место проведения: у дер.Карамас-Пельга Киясовского района Удмуртской Республики
Сроки проведения: с 27 июня по 6 июля 2015 года
Количество участников: 139 человек (в т.ч.106 подростков и студентов)
Экспедиция была организована при финансовой поддержке «Союза учёных Удмуртии» и на средства гранта «Ижевские каникулы». Подростки, студенты и взрослые, увлеченные исследованием окружающего мира, в 14-й раз выезжали и в «живую» изучали природу и историю родного края – в прекрасном уголке Удмуртии, у деревни Карамас-Пельга Киясовского района.
139 участников экспедиции из 29 ОУ Удмуртии, Башкортостана и Краснодарского края жили в «поселении «Единство РуТатУдМа». Тема экспедиции этого года: «Взаимосвязи». Ввзаимосвязи человека и природы, связи народностей между собой, проживающих в соседних деревнях – удмуртов (д. Карамас-Пельга), татар (д. Байсары), марийцев (д. Унур-Киясово) и русских. Подростки и их руководители знакомились с этническими особенностями устройства деревень, усадеб, быта, одежды. Разучивали подвижные детские игры. «Центр Удмуртской культуры» в д. Карамас-Пельга познакомили участников экспедиции с историей деревни через историю рода, основателей деревни. Подростки с участниками фольклорного коллектива «Центра» обыграли обряды одевания невесты и как невеста с женихом, несли воду с родника. Изучали флору и фауну окрестностей деревень: объектами изучения были бобры, лягушки-чесночницы, рукокрылые, ящерицы, обитатели речки Уддядинки и местного пруда. Отловили 59 птиц различных видов. Окольцевали и описали 51 птицу (19 видов). В наши сети попались черные дятлы (Желна) - взрослая птица и слёток. Про желну дети смонтировали видеоролик https://drive.google.com/file/d/0BzW_0W8usJ0iYXptZEQzSHVyVkE/edit.
Разработаны и презентованы проекты подростков: атласы-определители лекарственных и дикорастущих съедобных растений, радиопередача «Летопись поселения РуТатУдМа». Участники экспедиции произвели съёмки для просветительских роликов и начали монтаж фильма «Экосундучок-2015».
Образовательное пространство экспедиции устроено по тьюторской модели. Каждого участника сопровождал учитель-тьютор при составлении индивидуального образовательного маршрута по программе экспедиции и при его реализации. Каждый подросток определялся и выбирал исследовательское направление: ботаника, зоология, природопользование с географией, краеведение с социологией и этнографией, юный исследователь. Кроме обязательных занятий по своему направлению, исходя из своих интересов или по другим критериям, дети выбирали и дополнительные мастер-классы: интеллектуальные, творческие и спортивные. На итоговой мини-конференции все участники экспедиции представили результаты движения по своему образовательному маршруту: отчёт по исследованию или продукт проекта (всего получилось 14 проектов и 52 исследования) Список тем и фотографии можно посмотреть в группе «ВКонтакте» «Школа исследователей» http://vk.com/club44495473.
Экспедиция состоялась благодаря слаженной работе всех её инициаторов. Кроме того, огромная благодарность и местным жителям, и вожатым за их волонтерский труд, и «бригаде хозяйственников» за отлаженный быт, и учителям, и преподавателям за их, практически бескорыстный, педагогический труд, и подросткам за их любознательность и желание познать! Все участники и взрослые, и дети стоически переносили трудности походной жизни: грозы, ливни и жару. Многое поняли про себя, в чем-то даже приросли! До новых встреч!
|