Решение круглого стола PDF Печать E-mail
Конференции, круглые столы, семинары

Решение круглого стола
«Экологическая культура – основа решения экологических проблем»


30 мая 2013 г.                                                                                                  г. Ижевск

В работе круглого стола, организованного комиссией по экологической политике и охране окружающей среды Общественной палаты УР и Удмуртской республиканской общественной организацией «Союз научных и инженерных общественных отделений»,  приняли участие: министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды УР, министерство образования и науки УР, Управление Росприроднадзора по УР, отдел водных ресурсов по УР Камского бассейнового водного управления, Удмуртский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации г. Ижевска, а также представители органов государственной и муниципальной власти, депутаты законодательной власти различных уровней, члены Общественной палаты Удмуртии, члены общественных организаций, занимающиеся экологическими проблемами, ученые-эксперты, общественные деятели и представители СМИ.
Участники круглого стола констатируют следующее. Вопросы сохранения и защиты окружающей среды, обеспечения экологической безопасности в Удмуртской Республике в последние годы приобретают все большую остроту и актуальность. Формирование экологической культуры является одной из приоритетных задач государственной политики в сфере охраны окружающей среды, нацеленной на улучшение условий жизни нынешнего и будущего поколений, бережное и рациональное использования природных ресурсов, повышение личной ответственности каждого гражданина за воздействие на окружающую среду. Всеобщий характер экологического образования и просвещения должен обеспечивать рост экологической культуры в обществе и тем самым стимулировать бережное отношение граждан России к природе. 
Участники круглого стола считают:
 – обеспечение свободного доступа людей к чистой воде остается ключевой проблемой XXI века. Поскольку 2005–2015 годы объявлены Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций Международным десятилетием действий «Вода для жизни», то выполнение республиканской целевой программы «Чистая вода на 2011 – 2015 годы» должна быть приоритетной; 
- обращение с отходами  является серьезной проблемой на пути реализации стратегии устойчивого развития и «зеленого роста» экономик всех стран.
Вместе с тем, при развитии российского законодательства в области обращения с отходами недостаточно полно учитывается положительный зарубежный опыт, включая европейский. Опыт стран – членов ЕС показывает, что наилучшим способом управления отходами является использование комбинации следующих экономических инструментов: 
- налоги и (или) запреты на захоронение отходов на полигонах и (или) на сжигание отходов без получения энергии, что, в конечном итоге приводит к отказу от применения этих методов обращения с отходами;
- система «плати, когда выбрасываешь» («pay-as-you-throw»), ошибочно трактуемая в России только как раздельный сбор отходов, является наиболее эффективным способом предотвращения образования отходов, в том числе в жилом фонде, а также стимулирования граждан к раздельному сбору отходов, что повышает уровень использования вторичного сырья; 
- схемы расширенной ответственности производителя для различной продукции позволяют обеспечить сбор и перераспределение средств, необходимых для совершенствования раздельного сбора отходов и их последующей переработки в товарную продукцию.
В существующей системе обращения с отходами производства и потребления в регионах РФ существует целый ряд проблем, требующих решения: 
- отсутствие региональной (муниципальной) системы учета твердых бытовых отходов и их движения, генеральных схем очистки муниципалитетов; 
- отсутствие контроля за сбором, транспортированием и сдачей отходов на переработку, а также за достоверностью отчетности управляющих компаний и перевозчиков твердых бытовых отходов; 
- отсутствие системы раздельного сбора твердых бытовых отходов у источника образования; 
- недостаточность и технологическая отсталость инфраструктуры обращения с отходами. 
Следует констатировать, что в России в настоящее время отсутствует комплексный подход к решению проблем обращения с отходами производства и потребления. Это приводит к тому, что бессистемно решаются только отдельные вопросы, находящиеся «на виду» граждан (проблемы, связанные с обращением твердых бытовых отходов).
По результатам надзора в области обращения с отходами Управление Росприроднадзора по Удмуртской Республике (далее – Управление) выявило следующие проблемы в сфере обращения с отходами, связанные с несовершенством Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон). 
Например, буровой шлам, образовавшийся при обустройстве эксплуатационных скважин для добычи нефти, в большинстве случаев без обезвреживания остается в  шламовых амбарах. Фактически происходит повсеместное несанкционированное размещение отходов в виде буровых шламов. При этом платежи за негативное воздействие на окружающую среду, как нефтедобывающие компании, так и организации, осуществляющие строительство скважин по договорам подряда с нефтедобывающими компаниями, в бюджеты РФ, УР и ОМС не вносят. 
Данное положение сложилось в связи с отсутствием в Федеральном законе четких понятий, кто является собственником отходов, отсутствия понятия «несанкционированное размещение отходов» и  нормы, увеличивающей норматив платы за негативное воздействие на окружающую среду (соответственно стимулирующей на обезвреживание и размещение их на специализированных объектах). 
Ситуацию усугубляет и отсутствие в перечне объектов размещения отходов таких объектов, как шламовые амбары. 
Некоторые специализированные организации, занимающиеся обезвреживанием буровых отходов, практически их не обезвреживают, в крайнем случае, перевозят отходы с одного места на другое, загрязняя окружающую среду за пределами нефтяных месторождений. 
Многие хозяйствующие субъекты при разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение предусматривают передачу отходов в собственность других лиц с момента их образования. Таким образом, вопросы использования, обезвреживания и  размещения переданных отходов их не интересуют.  
Несовершенство Федерального закона позволило хозяйствующим субъектам, осуществляющим свою деятельность за пределами УР и не имеющим на территории УР инфраструктуры для обезвреживания отходов, осуществлять деятельность в сфере обращения с опасными отходами на территории УР (например, позволило  ООО «ПЭК «Ленхиммаш» принять на территории УР от ОАО «Химпром» отходы 2 класса опасности в виде кубовых остатков четыреххлористого углерода и слить их для временного хранения (накопления) в неприспособленное для этого место – в битумное хранилище около с. Балезино УР). В конечном итоге несовершенство Федерального закона способствовало возникновению там локальной чрезвычайной ситуации.
Стоит отметить, что пробелы Федерального закона позволяют хозяйствующим субъектам, практически оказывающим негативное воздействие на окружающую среду в виде размещения отходов, «уходить» от обязанностей вносить за это установленную законодательством плату в бюджеты РФ, субъектов РФ и ОМС. 
Предложения Управления о внесении изменений в Федеральный закон (Приложение 1) направлены на решение вышеуказанных проблем, имеют целью установление «прозрачной» схемы учета, сбора, передачи отходов от одних лиц к другим для их использования, обезвреживания и размещения. 
Большой проблемой на территориях муниципальных образований является рост несанкционированных свалок твердых бытовых отходов (ТБО). Основной причиной несанкционированного размещения отходов на городской территории является низкий процент заключения договоров на вывоз ТБО населением частного сектора. Обязать население на муниципальном уровне администрация муниципального образования не имеет правовых полномочий.
В целях обеспечения системного подхода к решению проблем обращения с отходами производства и потребления, участники круглого стола «Экологическая культура – основа решения экологических проблем» рекомендуют: 
Федеральному Собранию Российской Федерации: 
- ускорить рассмотрение проекта федерального закона №584399-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и другие законодательные акты Российской Федерации в части экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами», предусмотрев отнесение экологического взноса к неналоговым доходам бюджета в целях обеспечения задач, предусмотренных законопроектом; 
- ускорить принятие проекта федерального закона № 584587-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий».   
На сегодняшний день в г. Ижевске существует проблема загрязнения газонов песком и дорожной пылью, что существенно сказывается на внешнем облике города. Требуется очистка и переустройство многих газонов. Необходимо также совершенствование федерального и регионального законодательства применительно к территориям газонов с разработкой правого механизма их защиты от повреждения в случаях административных правонарушений (парковка на газонах, несанкционированное производство земляных работ и т.п.).  
Самая серьезная социально-экологическая проблема в городе Ижевске – это проблема эксплуатации и содержания частного транспорта. Количество автотранспорта в городе за последние 15 лет растет стремительными темпами.   Городская власть, распоряжаясь муниципальными землями, абсолютно не учитывает нужды населения в местах хранения личных автомобилей.
Действительное положение дел показывает, что там, где создают дворовые автостоянки, количество автомобилей стоящих на газонах, детских площадках и тротуарах не уменьшается. Во дворах начинают хранить не только легковые, но и грузовые, технические автомобили и другой служебный транспорт, а все прилегающие улицы при этом превращаются в магистральные.
Ситуация искусственно обостряется ещё и тем, что все органы госконтроля и структуры МВД отказываются защищать законные права граждан на проживание в экологически безопасных условиях, по сути, вынуждая их прибегать к любым возможным мерам самозащиты.
Во избежание обострения ситуации до так называемых «дворовых войн» участники круглого стола предлагают и настоятельно просят:
1) запретить дальнейшую организацию дворовых автостоянок;
2) срочно разработать программу по обустройству мест хранения автотранспорта за пределами дворовых территорий, с использованием для этого «карманных» автостоянок вдоль улиц и в других удобных для этого местах;
3) обязать владельцев торговых центров и магазинов организовать в ночное время на прилегающих территориях платные охраняемые автостоянки;
4) по мере реализации программы освобождать все дворы от уже организованных автостоянок, если они созданы на законных основаниях;
5) немедленно ликвидировать созданные во дворах автостоянки без соответствующего решения общего собрания собственников земельного участка и без наличия разрешения соответствующих органов власти на организацию такой автостоянки;
6) запретить дальнейшее проектирование и строительство жилых зданий без сооружений для хранения автотранспорта с расчетно-необходимым количеством машино-мест;
7) Городской Думе города Ижевска принять соответствующие нормативные акты, обеспечивающие реализацию вышеперечисленных предложений, в том числе и позволяющих органам МВД применять соответствующие административные меры;
8) депутатам регионального и федерального уровня вынести вопрос на обсуждение данной проблемы, актуальной для многих городов России, на сессии соответствующих органов представительной власти.
В связи с тем, что часть скопившегося во дворах автотранспорта уже сейчас используется от случая к случаю и в сложившейся ситуации явно не является жизненно необходимой, считаем также целесообразным разработать ряд мероприятий, направленных на стимулирование горожан к пользованию общественным транспортом. Учитывая опыт других городов и стран в число таких мероприятий должны войти: создание «выделенных полос» только для общественного и служебного автотранспорта; создание пешеходных улиц; ограничение на проезд автотранспорта в местах размещения детских дошкольных учреждений, школ, лечебных и профилактических учреждений здравоохранения, объектов физической культуры и спорта.
Считаем необходимым проведение осенью этого года республиканской научно-практической конференции, посвященной году охраны окружающей среды.

Председатель Общественной палаты УР                              А.М. Фоминов
Председатель комиссии по экологической
политике и охране окружающей среды                                И.И.Рысин